Легенда о Джунгарской крепости Аблайкит

Вы, наверное, уже догадались, что дедушка Санжара был любителем старины. Совершая поездку по степи, он направил машину к Калбинскому хребту, чтобы отдохнуть у Сибинских озёр и показать внуку другое легендарное место – Аблайкит. Услышав про исторический памятник, где были найдены каменные руины старинного буддийского храма, Санжар спешил их увидеть. Как только приехали, путешественники сразу же пошли смотреть на развалины. – Вот здесь раньше существовала крепость, – сказал дедушка. – Она была свидетелем множества военных сражений. – Как жаль, что крепость исчезла, – вздохнул Санжар. Неразгаданные тайны манили мальчика. Вокруг было пустынно и дико, но детское воображение потрясли подробные рассказы экскурсовода о былом величии крепости. Позже, общаясь с сельскими мальчишками, Санжар узнал о сокровищах джунгарского правителя Аблая, спрятанных на дне озера. Необычная история захватила Санжара целиком. Его природное любопытство требовало продолжения рассказа. И так ему хотелось приоткрыть загадочную завесу, прячущую от всех далёкое прошлое, что, размышляя о тайнах монахов Аблайкита, он без конца задавал вопросы. Во время рассказа деда, передающего описание монастыря, которое дали учёные-исследователи, перед глазами мальчика предстали картины прошлого. Он увидел всё так отчётливо, как будто бы это было наяву...

Больше трёх веков назад территорию Восточного Казахстана захватили племена джунгар. Они пытались образовать там большую кочевую империю – Джунгарское ханство. Джунгары стремились не только завоевать эти края, известные своей красотой далеко за пределами Казахстана, но и прочно закрепиться в них. Для этого они стали возводить здесь свои буддийские храмы и монастыри. На живописной равнине джунгарский правитель Аблай построил настоящую военную крепость, которую назвали Аблайкит – в честь основателя Аблая (слово «кит» обозначало тщательно укреплённый монастырь).

Внутри на высоком насыпном фундаменте стоял буддийский храм. Стены его были сложены из белого кирпича с деревянным верхом и крышей из глазированной черепицы зелёного и синего цветов. Посреди храма размещался пьедестал с загадочной и прекрасной статуей Будды размером в человеческий рост, отлитой из чистого золота.

В комнатах для гостей было светло и просторно, стены были расписаны фресками, полы вымощены каменными плитами и устланы старинными коврами из китайского шёлка. Но сам Аблай и его свита жили в войлочных юртах, потому что предпочитали простоту.

Внутри укрепления лежало небольшое, но глубокое озеро, которое никогда не пересыхало. Вода в нём выглядела чёрной, но, если зачерпнуть, была совершенно чистой, хрустально прозрачной и приятной на вкус. В озере водилось много рыбы. Рядом на скале росла трава, способная прокормить большие стада во всякое время года.

Аблай не ввязывался в междоусобную борьбу соседей, но молва о сказочно богатом месте разнеслась по всей округе. Однажды к крепости подошёл другой джунгарский правитель Галдан, который решил завладеть заманчивым Аблайкитом и его несметными богатствами во что бы то ни стало. Встреча двух тайши не вышла радушной. Дозорные воины с наблюдательного пункта вовремя заметили нападавших. Глубокий ров не подпускал неприятелей к крепостным стенам. Много дней длилась осада. Хорошо обученные воины укреплённой крепости умело отражали атаки противника, но во время штурма по приказу Аблая монахи спустили и затопили на дне одного из горных озёр золотую статую Будды. Часть накопленных монастырских сокровищ была спрятана в глубоких подвалах, часть в горах и пещере Баукуус, часть зарыли под стенами крепости и замуровали в самих стенах.

 Не сумев одолеть монахов при штурме, враги подкупили одного из сторонников Аблая. Получив деньги, под покровом ночи предатель открыл завоевателям одни из трёх крепостных ворот, где охрана была не так усилена.

Аблайкит был захвачен, но Аблай и его люди успели укрыться в глубокой нише в одной из стен крепости и замаскировали вход. Ночью, когда всё стихло и бдительность охраны была усыплена, им удалось бежать через потайной лаз.

Захватчики так и не нашли золотого идола. В отместку они сожгли жилища монахов. Оттуда было вывезено всё награбленное добро. И всё же некоторые рукописи и древние свитки уцелели. Европа впервые узнала о сокровищницах буддийской литературы благодаря находкам, обнаруженным здесь.

– А золотого Будду кто-нибудь нашёл? – Санжар задал вопрос, интересовавший его больше всего. – Многие ловцы удачи стремились найти его, но безуспешно, – ответил дедушка.

– Они пытались разобрать крепостные стены. Но эти стены были такими крепкими, что при сильном ударе о камень не разбивались, а лишь звенели. И всё же кирпичи и камни из стен джунгарской крепости год от года растаскивали на хозяйственные нужды кочевники.

– А искатели клада смогли найти сокровища?

– Нет, как они ни старались, хотя обшарили всё до последнего камушка в поисках хотя бы одной приметы тайника! Никак не сумели они понять какое это условие, при котором можно было бы отыскать клад и овладеть им.

– Какое условие?

– Так ведь это и есть секрет, который никто не знает. А вот народная мудрость гласит: «Счастливый идёт – на клад набредёт, а несчастный пойдёт – и гриба не найдёт». – Неужели нет на свете счастливых людей? – недоверчиво спросил Санжар.

– Те, кто хочет попытать счастья в поиске кладов, – уж точно несчастные. Счастливым людям никакой клад не нужен! – заявил дед.

– Как странно ты говоришь, дедушка! – насупился Санжар.

– Говорят ещё, что клад недоступен для посторонних, – продолжал дед.

– Более двухсот лет его ревностно стережёт тень монаха в чёрной одежде. Возможно, верный монах был назначен хранителем клада, и его тень исполняет свой долг.

– Ну, дед, и мастер же ты сказки рассказывать! – засмеялся Санжар.

– Сказки – сказками, а тайны монахов Аблайкита не раскрыты до сих пор, – многозначительно произнёс дедушка.

– И я тоже хочу найти сокровища! Это же так интересно – найти клад! – мечтательно воскликнул мальчик, и сердце его отчаянно забилось.

– А вдруг мне повезёт?

– Лёгкое обогащение никогда не приносит счастья, – назидательно произнёс дед.

– Почему? – Санжар обиженно надулся.

– Потому что тогда человек не ценит того, что имеет, и становится бездельником, – сердито сказал дед.

– Да и зачем копить драгоценные побрякушки?

Настоящее сокровище – не золото, упрятанное в землю, а сама великая казахская земля. Санжар задумался.

 А вы как считаете, ребята?

Средний рейтинг:

Комментарии (0)

    Оставить комментарий

    Пожалуйста, оцените по 5 бальной шкале
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.