Потом дед с внуком поехали в Катон-Карагайский район, чтобы увидеть знаменитые далеко за пределами Казахстана Берельские царские курганы. Путешественники посетили музей-заповедник под открытым небом, где Санжар узнал о древней кочевой цивилизации этих мест. А ночью во сне к мальчику пришёл могучий воин в золотых доспехах из долины царей и рассказал удивительную сказку...
Давным-давно в высокогорной долине Берель обитало вольнолюбивое племя грифов. Они владели золотыми рудниками и шахтами, поэтому их прозвали «грифами, стерегущими золото». Из золота Береля, подобного солнцу, искусные мастера изготавливали изящные вещицы, от которых трудно было отвести взгляд. На всех своих изделиях и даже на окрестных скалах грифы любили изображать фантастических животных и чудовищных полуптицполузверей – грифонов, которых называли «собаками Зевса».
Но военное ремесло считалось в тех краях главным. Люди племени были отличными всадниками. Словно выпущенные стрелы, летели они на своих конях по степи. Даже преследуемые врагами, они натягивали тетиву лука и без промаха поражали их стрелами, полуобернувшись в седле.
Правителем грифов был храбрый и волевой человек по имени Алпан (в переводе с тюркского означает «храбрец»). На шее он носил массивные подвески с изображением трёхмерной головы лося в клюве орлиного грифона.
Сказочные богатства грифов не давали покоя окружающим их племенам, которых день и ночь мучила зависть, ведь золото Береля слепило глаза людей подобно солнцу. По соседству с грифами жили татуированные аримаспы (в переводе с греческого – «одноглазые люди»). Пририсовывая себе на лбу изображение огромного глаза, они считали себя зоркими и внимательными. Об аримаспах упоминал историк Геродот. А Эсхил писал: «Остроклювых бойся грифов, одноглазой рати аримаспов. К ним ты не приближайся!» Во время набегов аримаспы жгли поселения грифов и отбирали добытое теми золото. Бритоголовые аргиппеи, исседоны и другие соседние племена тоже временами нападали на грифов. Но правитель грифов был мудрым военачальником, который показывал своим воинам яркий пример бесстрашия. За время вооружённых стычек с врагами он получил несколько переломов рёбер и шейных позвонков, но, обладая отменным здоровьем, быстро восстанавливался после травм, и, как только переломы срастались, лично участвовал в сражениях. Как-то раз гадалка предсказала суеверному главе племени аримаспов Бахиру (в переводе с тюркского «ослепляющий»), что у вождя грифов скоро должен родиться мальчик, у которого будет больше золота, чем у всех других вождей, вместе взятых. Бахир поверил в пророчество и испугался. Он захотел любой ценой уничтожить Алпана. Однажды в период затишья междоусобиц Алпан решил развеяться и отправился на охоту. Много верных грифов поехало с ним. Им удалось заарканить лисицу, зайца и двух сайгаков. Гордые и счастливые, всадники возвращались домой по цветущему полю. Все предвкушали радость встречи со своими матерями, жёнами и детьми, и их возбуждённые голоса разносились далеко по степи. Лишь один вождь был задумчив, тревожили его какие-то сомнения. Подъезжая к родному селению, вдруг пожелал он побыть один: отправил усталых воинов вперёд с добычей, а сам пустил коня к ручью. Алпан спешился и присел на камень у воды. Тихо шелестела листва, медленно журчала вода, успокаивая колотящееся сердце. Вдруг тишину нарушил какой-то шорох, и перед ним появился его давний недруг – Бахир. Коварный аримасп выследил и подстерёг заклятого врага, привязав свою лошадь неподалёку. Алпан никак не ожидал, что на него осмелятся напасть почти у самого дома. Внезапность нападения давала врагу преимущество, и всё же Бахир встретил яростное сопротивление. Долго длилась безудержная борьба, закончившаяся победой грифа. Вероломно напавший соперник пал бездыханным. Но и Алпан почувствовал, что силы его иссякли. Опускаясь на землю в лучах заходящего солнца, он вдруг вспомнил о детстве и о своей матери, боготворящей его. С трудом он прошептал привидевшемуся родному образу: «Прости, мама! Прощай! Я люблю тебя». И потерял сознание. Вскоре к месту схватки подъехали его люди. В глубокой печали они подхватили своего раненого вождя на руки и повезли к лекарям, но во время сложной операции он умер. В последний путь вождя везли на колеснице. Безутешная мать хотела похоронить сына со всевозможными почестями, как полагалось знатному человеку его ранга. Его воины выкопали огромную яму и соорудили для него грандиозную усыпальницу из камней и срубленных стволов многовековых лиственниц. Алпана похоронили в роскошной одежде, расшитой бисером и украшенной тысячами пластин в виде маленьких фигурок зверей из чистого золота Береля, подобного солнцу. В кургане вместе с верховным вождём погребли 13 осёдланных жеребцов «золотой» масти (огненно-рыжих), которые должны были сопровождать его в иной мир. Мать Алпана следила за организацией проводов сына в иное бытие. Но когда все необходимые процедуры окончились, и большой курган, названный в народе «золотым», можно было засыпать, она сочла свой материнский долг выполненным и умерла от горя и тоски. Всего через несколько месяцев после смерти сына её похоронили рядом с ним в одежде, богато расшитой драгоценностями и золотом Береля, подобным солнцу. Позже из-за страшной засухи легендарные грифоны, аримаспы, аргиппеи и исседоны расселились по свету. Историки считают эти места родиной кыпчаков – тюркоязычного народа, занимавшегося кочевым скотоводством и ремёслами. Практически вся территория современного Казахстана была областью владений кыпчаков и получила название Кыпчакская Степь. По одной из версий учёных кыпчаки, потомками которых стали казахи, произошли от сары-кыпчаков («сары» переводится с древнетюркского как «жёлтый») – их могли называть так из-за светлых волос или популярной огненно-рыжей лошадиной масти или имевшегося у них золота, подобного солнцу. Отсюда, с казахской земли, кыпчакская культура разошлась по миру, по этносам, языкам и религиям. Про воинскую доблесть кыпчаков казахский народ сложил пословицы: «Где смелость, там и победа», «Счастье всегда на стороне отважного», «Не страшны врагов тучи, если воины могучи», «На своей земле не ходили в кабале».